Даже в нашей, уже свыкшейся с постоянным притоком иностранных слов современности бренд «Сяоми» (или «Шаоми») звучит странно и экзотично. И в то время как сегодня каждый слышал об Apple, Samsung, Nokia и HTC, при упоминании имени Xiaomi большинство российских пользователей удивленно поднимают брови.
Это вполне объяснимо, учитывая, что за ним стоит сравнительно молодая компания с менее чем пятилетней историей позади, чей бизнес сосредоточен главным образом в ее родном Китае. Это, однако, не помешало Xiaomi продать 19 миллионов смартфонов в 2013 году, опередив даже вездесущую Apple в последнем финансовом квартале того же года в этом сегменте рынка. Общая сумма доходов за тот же период составила 5 миллиардов долларов – внушительная цифра для компании, которая появилась на рынке тремя годами ранее.
«Не называйте нас китайской Apple!»
Xiaomi была основана весной 2010 года как софтверная компания под руководством Лея Цзюня – человек, которого сегодня многие СМИ в регионе называют «китайский Стив Джобс». Несколько месяцев спустя Xiaomi объединила бизнес с еще семью компаниями-партнерами, а год спустя выпустила на рынок первый смартфон – собственного производства.
Успех компании оказался ошеломительным: всего за один год присутствия на рынке удалось создать армию более чем из 30 миллионов поклонников продукции Xiaomi; было продано свыше 7 миллионов мобильных устройств, а разрабатываемая компанией прошивка MIUI завоевала репутацию одной из самых популярных и любимых модификаций Android в мире.
Но что вызвало все это? В основном уникальная маркетинговая модель компании. Объективно говоря, аппаратные изделия Xiaomi не полагаются ни на какие революционные и новые технологии: компоненты, которые в них используются, не сильно отличаются от тех, которые вы найдете в устройствах с брендами Samsung, LG или HTC, например. На самом деле большая часть телефонов Xiaomi производится на фабриках Foxconn – на тех же самых, которые Apple использует для производства своих iPhone и iPad.
Уникальность Xiaomi заключается в том, что они продают свои устройства с нулевым запасом прибыли, т.е. по себестоимости. Таким способом компании удалось предложить смартфоны с очень высоким качеством изготовления и высокой производительностью по очень привлекательным ценам.
Так, например, один из флагманов компании, который был запущен в 2012 году, Xiaomi Phone 2S, предлагал практически такие же технические характеристики, как у выпущенных через несколько месяцев Samsung Galaxy S4 и HTC One, но по цене, которая почти в два раза ниже, чем у его конкурентов.
История успеха
Как Xiaomi удалось добиться успеха? Несколькими способами. Одним из основных факторов успеха компании является понимание того, что реализация программного обеспечения (приложений) и связанных с ним услуг является более важным, чем продажи оборудования. Это не сильно отличается от подхода Google, которая развивает связанную экосистему софтверных продуктов и услуг, предлагаемых бесплатно или по соблазнительно низким ценам, которые затем приносят огромный доход от рекламы. Очевидно, это мнение разделяет и одна из ключевых до недавнего времени фигур в Google – Хьюго Барра, который в конце 2013 года покинул компанию, чтобы продолжить карьеру в Xiaomi.
Другой уникальный элемент маркетинговой стратегии компании связан с тем, что вместо того, чтобы тратить огромные бюджеты на шумные рекламные кампании, Xiaomi предпочитает рекламировать свои продукты и услуги в различных микроблогах, социальных сетях и при непосредственных встречах со своими фанатами. Потребители и их взгляды имеют решающее значение для Xiaomi – факт, который компания доказывает постоянно по ряду направлений. Обратная связь компании с неуклонно растущей группой поклонников является живой и непрерывной. Xiaomi, например, использует десятки различных каналов для сбора мнений, рекомендаций и отзывов об их версии Android, которая носит имя MIUI.
Многие из лучших, креативных и оригинальных идей становятся частью прошивки благодаря регулярным обновлениям, которые компания выпускает в конце каждой рабочей недели. Поэтому функциональность, возможности и быстродействие MIUI постоянно улучшаются, и платформа максимально точно отвечает пожеланиям и предпочтениям своих пользователей – идеальный технологичный симбиоз!
Лучшее еще впереди!
Наконец – последняя часть головоломки успеха Xiaomi заключается в расширенных сроках продаж и обслуживания устройств. Вместо того чтобы выпускать флагманские модели каждые шесть месяцев, средняя продолжительность жизненного большинства устройств Xiaomi составляет более полутора лет. Это обеспечивает компании исключительную гибкость относительно управления прибылью и позволяет генерировать значительные доходы от продажи дополнительных аксессуаров. Однако Xiaomi не имеет никаких проблем с точки зрения технологической актуальности своих моделей. Компания всегда стремится предлагать устройства с характеристиками, которые опережают своих конкурентов по крайней мере несколько месяцев.
Так компания умудряется предлагать своим пользователям, среди которых в основном молодые, высокообразованные и технически подкованные люди, одновременно высокую функциональность и высокое качество по доступным ценам. На фоне всего сказанного вряд ли будет особенно удивительным тот факт, что в третьем квартале 2014 г. Xiaomi заняла третье место по продажам смартфонов в мире.