- - 0 Comments

Давайте представим себе такую ситуацию: у нас есть гигант «X» в мобильной индустрии, который доминирует на рынке мобильных телефонов и смартфонов. Соответственно, он получает почти половину прибыли в этой отрасли. Каждый год «X» выпускает новое флагманское устройство, которое успешнее предыдущего. Оно быстро становится хитом на рынке, в то время как другие производители не могут добиться таких продаж. Кроме того, гигант предлагает множество других устройств по разным ценам и с разным дизайном. Его финансовые ресурсы, логистика, сервис, производство и распределение на таком высоком уровне, что во всем мире просто нет ни одной компании, которая могла бы наравне конкурировать с ним.

Время от времени «X» пропускает несколько новых горячих тенденций, а мелкому конкуренту удается выпустить устройство, которое пожинает плоды успеха на рынке. Для гиганта это не проблема – он быстро понимает, что происходит, берет в себя в руки и реагирует соответствующим образом на эту модель, копируя большинство из ее функций. Затем он начинает размножать этот успех в устройствах из различных ценовых категорий – что-то добавляет, что-то удаляет и использует более дешевые материалы для производства. В итоге рынок наводняет куча моделей на любой вкус и цвет. Через несколько кварталов «X» становится крупнейшим игроком в этой новой категории.

Говоря о количестве различных моделей, которые производит «X», то оно просто ошеломляет. Даже самые преданные поклонники компании не могут перечислить хотя бы половину из них. Такое огромное количество устройств и их система именования просто запутывают.

«X» не боится предпринимать и рискованные шаги. Иногда его продукты действительно ужасны, но в некоторых случаях они становятся началом новой категории устройств, доминирующую позицию в которой занимает «X». И заметьте, что «X» очень хорошо понимает, куда движется мобильная индустрия. Он видит возрастающую роль программного обеспечения / платформ и онлайн-сервисов в своем бизнесе, и это является ключевым моментом в его стратегическом развитии.

«X» хочет обладать и собственной прибыльной платформой на рынке. Гигант имеет проект с открытым исходным кодом, разработанный совместно с Intel. Обе компании говорят о светлом будущем, которое его ждет. Обещают разработчикам большие перспективы и все же не запускают на рынок готовый продукт в течение многих лет.

«X» начинает приобретать множество различных небольших компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и онлайн-услуг, однако в смартфонах гиганта появляется не так много интересных и действительно полезных нововведений.

Вы догадались, о какой компании сейчас идет речь? Samsung, возможно? Нет, здесь все о Nokia в период с 2003 г. до 2009 г. Но если вы на мгновение подумали, что речь идет все-таки о Samsung, это вполне понятно. Обе компании имеют очень много общего:

 Компания Nokia  Компания Samsung
Доминировала в мобильной индустрии, удерживая более
30% рынка мобильных телефонов и 30% рынка смартфонов.
Доминирует в индустрии смартфонов с 30-процентной
долей рынка и около 60% в сегменте смартфонов с Android.
Получила более 50% от общего объема прибыли в
индустрии за 2007 г.
 
Получает 34% от общего объема прибыли на рынке
смартфонов и 90% на рынке смартфонов с Android.
Была в несколько раз больше своих ближайших
конкурентов.
В несколько раз больше своих ближайших конкурентов,
занимающихся Android.
Производит в два раза больше устройств, чем Apple.
Располагала несравнимой логистикой, производством и
дистрибуцией.
Располагает несравнимой логистикой, производством и
дистрибуцией.
Успешно наверстала упущенные ключевые тенденции –
устройства с цветными дисплеями, смартфоны с QWERTY-клавиатурами, тонкие
модели, как RAZR от Motorola.
Успешно обошла HTC в гоне за первенство на рынке
смартфонов с Android, а затем направилась за рыночной долей Apple. Возможно,
скоро догонит Apple на рынке планшетов.
Создает новые категории – камерофоны, смартфоны и
коммуникаторы.
Создала и все еще доминирует в категории
фаблетов.
Было много неудачных моделей – N-Gage, например. Провал Bada OS, безуспешные модели из первого
поколения Galaxy Tab.
Огромное количество новых устройств каждый
год.
Огромное количество новых устройств каждый
год.
Предвидела тенденцию мобильных и мультимедийных
компьютеров со своей N-серией и E-серией.
Предвидела часть тенденций Smart-устройств с
Android.
Доминировала на рынке смартфонов с платформой,
принадлежащей другой компании – Symbian Ltd, которая лицензировала ее другим
производителям, в том числе Motorola и Sony Ericsson.
Доминирует на рынке смартфонов с платформой,
принадлежащей другой компании – Android от Google.
Имела собственный магазин для приложений – Nokia
Download, OVI store и т.д.
Был магазин приложений для Bada OS, сейчас есть
магазин для устройств Galaxy.
Купила Symbian, пыталась продвигать ее, но не удалось. Создала собственную платформу Bada, которая не смогла
завоевать популярность.
Запустила проект с открытым исходным кодом Maemo,
который затем был объеден с Moblin от Intel под окончательным названием
Meego.
Запустила проект с открытым исходным кодом Tizen при
сотрудничестве с Intel.
1 запущенный на рынок продукт с Maemo/Meego после 6
лет разработки.
Спустя 2 года после презентации Tizen на рынке до сих
пор нет ни одного продукта с ней.
Купила 17 стартапов в период между 2006 и 2010 гг. для
создания своего программного обеспечения и услуг, потратив около 10 млрд.
долларов.
Все еще в разгаре приобретения стартапов для улучшения
своего софта. Готова и дальше тратить миллиарды долларов.
Пыталась объединить свои программные продукты и услуги
под брендом OVI. Не удалось создать интегрированный продукт.
Персонализированная версия Android от Samsung для
многих кажется медленной и заваленной кучей ненужных дополнительных
функций.

Конечно, предсказать будущее практически невозможно. Однако борьба на всех фронтах очень сложная задача. Только на рынке мобильных устройств целый ряд различных фронтов, не считая промежуточных категорий – низкий класс, средний класс, высокий класс и фаблеты. Nokia не справилась. А справится ли Samsung?