Давайте представим себе такую ситуацию: у нас есть гигант «X» в мобильной индустрии, который доминирует на рынке мобильных телефонов и смартфонов. Соответственно, он получает почти половину прибыли в этой отрасли. Каждый год «X» выпускает новое флагманское устройство, которое успешнее предыдущего. Оно быстро становится хитом на рынке, в то время как другие производители не могут добиться таких продаж. Кроме того, гигант предлагает множество других устройств по разным ценам и с разным дизайном. Его финансовые ресурсы, логистика, сервис, производство и распределение на таком высоком уровне, что во всем мире просто нет ни одной компании, которая могла бы наравне конкурировать с ним.
Время от времени «X» пропускает несколько новых горячих тенденций, а мелкому конкуренту удается выпустить устройство, которое пожинает плоды успеха на рынке. Для гиганта это не проблема – он быстро понимает, что происходит, берет в себя в руки и реагирует соответствующим образом на эту модель, копируя большинство из ее функций. Затем он начинает размножать этот успех в устройствах из различных ценовых категорий – что-то добавляет, что-то удаляет и использует более дешевые материалы для производства. В итоге рынок наводняет куча моделей на любой вкус и цвет. Через несколько кварталов «X» становится крупнейшим игроком в этой новой категории.
Говоря о количестве различных моделей, которые производит «X», то оно просто ошеломляет. Даже самые преданные поклонники компании не могут перечислить хотя бы половину из них. Такое огромное количество устройств и их система именования просто запутывают.
«X» не боится предпринимать и рискованные шаги. Иногда его продукты действительно ужасны, но в некоторых случаях они становятся началом новой категории устройств, доминирующую позицию в которой занимает «X». И заметьте, что «X» очень хорошо понимает, куда движется мобильная индустрия. Он видит возрастающую роль программного обеспечения / платформ и онлайн-сервисов в своем бизнесе, и это является ключевым моментом в его стратегическом развитии.
«X» хочет обладать и собственной прибыльной платформой на рынке. Гигант имеет проект с открытым исходным кодом, разработанный совместно с Intel. Обе компании говорят о светлом будущем, которое его ждет. Обещают разработчикам большие перспективы и все же не запускают на рынок готовый продукт в течение многих лет.
«X» начинает приобретать множество различных небольших компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и онлайн-услуг, однако в смартфонах гиганта появляется не так много интересных и действительно полезных нововведений.
Вы догадались, о какой компании сейчас идет речь? Samsung, возможно? Нет, здесь все о Nokia в период с 2003 г. до 2009 г. Но если вы на мгновение подумали, что речь идет все-таки о Samsung, это вполне понятно. Обе компании имеют очень много общего:
Компания Nokia | Компания Samsung |
Доминировала в мобильной индустрии, удерживая более 30% рынка мобильных телефонов и 30% рынка смартфонов. |
Доминирует в индустрии смартфонов с 30-процентной долей рынка и около 60% в сегменте смартфонов с Android. |
Получила более 50% от общего объема прибыли в индустрии за 2007 г. |
Получает 34% от общего объема прибыли на рынке смартфонов и 90% на рынке смартфонов с Android. |
Была в несколько раз больше своих ближайших конкурентов. |
В несколько раз больше своих ближайших конкурентов, занимающихся Android. Производит в два раза больше устройств, чем Apple. |
Располагала несравнимой логистикой, производством и дистрибуцией. |
Располагает несравнимой логистикой, производством и дистрибуцией. |
Успешно наверстала упущенные ключевые тенденции – устройства с цветными дисплеями, смартфоны с QWERTY-клавиатурами, тонкие модели, как RAZR от Motorola. |
Успешно обошла HTC в гоне за первенство на рынке смартфонов с Android, а затем направилась за рыночной долей Apple. Возможно, скоро догонит Apple на рынке планшетов. |
Создает новые категории – камерофоны, смартфоны и коммуникаторы. |
Создала и все еще доминирует в категории фаблетов. |
Было много неудачных моделей – N-Gage, например. | Провал Bada OS, безуспешные модели из первого поколения Galaxy Tab. |
Огромное количество новых устройств каждый год. |
Огромное количество новых устройств каждый год. |
Предвидела тенденцию мобильных и мультимедийных компьютеров со своей N-серией и E-серией. |
Предвидела часть тенденций Smart-устройств с Android. |
Доминировала на рынке смартфонов с платформой, принадлежащей другой компании – Symbian Ltd, которая лицензировала ее другим производителям, в том числе Motorola и Sony Ericsson. |
Доминирует на рынке смартфонов с платформой, принадлежащей другой компании – Android от Google. |
Имела собственный магазин для приложений – Nokia Download, OVI store и т.д. |
Был магазин приложений для Bada OS, сейчас есть магазин для устройств Galaxy. |
Купила Symbian, пыталась продвигать ее, но не удалось. | Создала собственную платформу Bada, которая не смогла завоевать популярность. |
Запустила проект с открытым исходным кодом Maemo, который затем был объеден с Moblin от Intel под окончательным названием Meego. |
Запустила проект с открытым исходным кодом Tizen при сотрудничестве с Intel. |
1 запущенный на рынок продукт с Maemo/Meego после 6 лет разработки. |
Спустя 2 года после презентации Tizen на рынке до сих пор нет ни одного продукта с ней. |
Купила 17 стартапов в период между 2006 и 2010 гг. для создания своего программного обеспечения и услуг, потратив около 10 млрд. долларов. |
Все еще в разгаре приобретения стартапов для улучшения своего софта. Готова и дальше тратить миллиарды долларов. |
Пыталась объединить свои программные продукты и услуги под брендом OVI. Не удалось создать интегрированный продукт. |
Персонализированная версия Android от Samsung для многих кажется медленной и заваленной кучей ненужных дополнительных функций. |
Конечно, предсказать будущее практически невозможно. Однако борьба на всех фронтах очень сложная задача. Только на рынке мобильных устройств целый ряд различных фронтов, не считая промежуточных категорий – низкий класс, средний класс, высокий класс и фаблеты. Nokia не справилась. А справится ли Samsung?